Н. С. Посадский Пасха и пасхалии: О времени празднования Пасхи. Пасха новозаветная

Новозаветная Пасха – высочайший, радостный и вместе с тем древнейший христианский праздник Воскресения христова. В событии христовой смерти и воскресения Господа заключается основании и сосредоточения всего христианства.

Со свидетельства об этом событии апостолы начали свою проповедь; на нем все основывали и в нем все соединяли. Вокруг событий смерти и воскресения Спасителя группируются в богословии апостола Павла все высочайшие догматы нашей веры и все высшие наши надежды.

Пасха древнейший христианский праздник, праздновать ее заповедали христианам апостолы: «Очистите старую закваску», — пишет апостол Павел, «чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресновами чистоты и истины» (1 Кор. 5, 7-8).

С первых же времен христианства, как видно из постановлений и правил апостольных, праздновались неделя Страданий и неделя Воскресения Господа, причем было определенно и само время празднования, а именно после весеннего равноденствия, но не одновременно с иудеями. Возникшие было споры о времени празднования Пасхи прекратил Первый Вселенский Собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Этим и объясняется почему Пасха празднуется не всегда в одно и тоже число. В промежутке времени между 22 марта и 25 апреля – всего 35 дней, в течении этих 35 дней может быть празднуема Пасха каждого года.

Н. С. Посадский Пасха и пасхалии: О времени празднования Пасхи. Пасха новозаветная

Праздновании Пасхи с глубокой древности сопровождалось самыми широкими церковными торжествами; императоры отпускали из тюрем многих заключенных, богатые отпускали на свободу рабов, бедные получали помощь от правительства. В известные моменты в храмах восклицали, обращаясь друг к другу: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!».

Богослужение Воскресения Христова совершается по-особому чинопоследованию и начинается уже в Великую Субботу. Особенно торжественно оно открывается на утрени. После полуночницы бывает торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Христа вне Иерусалима. На утрени во время пения пасхальный стихир при словах «друг друга обымем, рцем, братие» бывает целование. Чинопоследование часов в пасху состоит из пасхальных песнопений; на литургии совершаемой в самые ранние часы, читается Евангелие от Иоанна, повествующее о Божестве Христа; если литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на разных зыках в знак того, что большая часть народов признает Воскресшего своим Богом и Господом. Богослужение в продолжении всей пасхальной седмицы совершается при открытых Царских вратах как символ того, что воскресением Иисуса Христа всем верующим открыт доступ на небо.

Н. С. Посадский Пасха и пасхалии: О времени празднования Пасхи. Пасха новозаветная

При пасхальном целовании и приветствии «Христос воскресе!» дарят друг другу красные яйца. Обычай этот идет издревле от святой Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию в дар красное яйцо с приветствием «Христос воскресе!» и с этих слов начала свою проповедь.

Яйцо служит символом гроба и воссияния жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует наше возрождение кровью Христа. На пасхальной службе также благословляют артос. Во всю седмицу бывает целодневный звон в знак торжества Церкви, празднующий победу Христа над смертью и адом. Праздник Пасхи продолжается сорок дней, в память сорокадневного пребывания Христа на земле по Воскресении.