Блины

Первое упоминание о блинах относится к VII веку. На стоянке кривичей, найденном археологами вблизи озера Ильмень, была найдена кухонная утварь. Из черепков, обнаруженных в выгребных ямах, восстановлена посуда. Среди осколков глиняных кувшинов встречались и фрагменты плоских блюд. Ученые предполагают, что такого рода посудой пользовались для хранения пирогов, и блинов. Ученые утверждают, что самым распространенным блюдом из теста после хлеба были блины.

Считается что блины появились в 1005-1006 гг. Однажды разогревая овсяный кисель, человек задумался и кисель поджарился, так получился первый блин.

Как пишет В. Похлебкин:

Блины появились на Руси до IX века и само слово «блин» — это скаженное слово «млин» берущее начало от слова молоть.

Таким образом слово «млин» — это мучное изделие. До крещения Руси блины являлись жертвенным хлебом. Блины пеклись на Руси в течении всего года, а с XIX века они стали основным угощением на масленицу.

Блины, как и кутья, были предназначены для поминовения усопших. Их выпекали в больших количествах и раздавали нищим, что бы те в свою очередь вспомнили покойного. Позднее ближе к XIX веку блины стали главным кушаньем на празднике Масленица, что тоже является своего родом поминками или проводами зимы. Хотя существует и другая версия, мол блин по цвету и форме напоминает весеннее солнце и является символом главного славянского божества Ярило.

Масленица – день солнцеворота. Именно этот день был поворотной точкой, которая олицетворяла победу Весны и Света над Зимой и Тьмой. Наверное, так можно объяснить присутствие блинов не только на похоронах, но и на свадьбе: невеста умирала как девушка для того что бы родиться как женщина.

Масленица у нас ассоциируется с поеданием большого количества блинов в течении всей недели, и последней недели перед Великим пред посхальным постом. В старину их можно было купить у разносчика с лотка в трактире или у торговок. В Древней Руси для приготовления блинов использовали пшеничную, овсяную либо гречневую муку, иногда сорта смешивали между собой, что бы получить тесто использовали опару.

Приготовление блинов всегда считалось волшебным таинством. Перед масленицей женщины готовили опару, выполняя определенные ритуальные действия. После появления звезд на небе хозяйка выходила к какому-либо водоему где проходил процесс замешивания теста. Или ставила опару на окно, и при этом произносила специальные слова, несущие в себе магический смысл.

Богатые люди начинали печь блины в понедельник бедные в четверг или пятницу. Опару готовили особым способом. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц приговаривая: «Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки». Считалось что от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появлялись звезды. Приготовления первой опары держалось в величайшей тайне от всех посторонних и домашних.

блины

Особым смыслом были наделены и дни недели во время Масленицы:

Содержание

Понедельник

В этот день начинали печь первые блины. Их клали на слуховое окошко, для душ родительских или отдавали нищим, что б они помянули усопших «Первый блин за упокой».


Вторник

Во вторник приходили смотрины невест, молодых людей приглашали на блины. Для зазывания масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим пожаловать!».


Среда

В этот день зять приходил к теще на блины. Да-да, то самое «к теще на блины» относится именно к этому!


Четверг

В этот день начинался широкий разгул. Наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы!»


Пятница

В этот день с ответным визитом теща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь.

Когда-то долгожданная масленица, проводы зимы длились неделю.

И все дни этой недели имели свои названия: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул, перелом, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, целовальник.

Наш народ издревле праздник очень любил. Во время его празднования устраивали кулачные бои, борьбу, приводили медведей, потешавших публику; появлялся в толпе гуляющий бродячий кукольник с Петрушкой.

В Москве, там, где теперь Александровский сад, возводили ледяные горки.