Васюкова А. Т. Кухни народов мира: Учебник. Пищевые коды различных вероисповеданий Ч. 1.

В христианстве иудейский пищевой код был дополнен и во многом переосмыслен. Особый акцент делался на перевоплощение пищи. Так, во время евхаристии (причащения) в память о последней трапезе Иисуса Христа и его апостолов православные причащаются вином и хлебом (кровью и плотью Христа), католическая паства – только хлебом. В отличие от манны небесной, которой Бог накормил евреев на пути из Египта в землю обетованную, Иисус объявил, что дает верующим Себя – нетленный хлеб и напиток вечной жизни.

Таинство евхаристии было установлено Иисусом на празднике ветхозаветной Пасхи, превратившейся в Пасху Нового Завета. Христиане всего мира ежегодно отмечают ее в честь Сына Божия, посланного Богом Отцом на муки в жертву за грехи людей и ради победы над смертью. Перед окончанием торжественной пасхальной службы в храме освящается пасхальный хлеб артос, что раздается верующим как благословение, а затем – куличи, творожные пасхи, яйца и мясо для праздничной трапезы. Считается, что обычай красить яйца в красный цвет (цвет крови Христа) берет начало от Марии Магдалины, которая подарила римскому императору Тиберию красное яйцо со словами: «Христос Воскрес!».

В восточно-христианской традиции большое значение придается постам (у протестантов, кроме англикан, нет обязательных постов, у католиков они сведены к минимуму). У православных же более 200 постных дней в году. Нельзя есть скоромное, то есть мясные и молочные продукты по средам, потому что в этот день Иисус Христос был предан Иудой, и по пятницам – в память о его крестных муках. Многодневных постов четыре: Великий (семь недель до Пасхи), рождественский (с 28 ноября по 7 января), Успенский (с 14 по 28 августа), Петров (через неделю после Пятидесятницы до 12 июля, длиться от 8 до 42 дней). Строгий Великий Пост установлен в честь Христа, который постился в пустыне 40 дней. В это время даже масло разрешено употреблять в пищу верующим только по субботам и воскресеньям, а рыбу – только по праздникам Благовещения и Вербного воскресения. На Масленицу или Сырную неделю перед великим постом мясо есть запрещено, зато пекут блины, едят их со сметаной, сыром, всякой рыбой, икрой, грибами.

Частые посты создали особую культуру восточно-христианской постной кухни с многочисленными местными особенностями. Современные трактовки о пользе православных постов как специальных методов профилактики и лечения заболеваний не всегда соответствуют истине об их влиянии на состояние здоровья и на запрет употребления некоторых продуктов питания.

Васюкова А. Т. Кухни народов мира: Учебник. Пищевые коды различных вероисповеданий Ч. 2.

В отличие от христианства, где нет запрета на свинину и кровь, представление о разрешенной пище в исламе близко к нормам иудаизма. К этому добавляется запрет на вино и любые опьяняющие напитки, в употребление которых – большой грех и «мерзость деяний Сатаны». Своеобразие мусульманского поста заключается в решительной смене пищевого распорядка. В светлое время суток предлагается полное воздержание от пищи и питья, курения, а после захода солнца запреты снимаются. На ежевечерних трапезах в рамазан подаются особые мясные блюда, готовятся праздничные наслаждения. Новоселье, свадьбу, рождение ребенка и другие важные события также отмечают жертвами – от сырого куриного яйца, разбитого на пороге, до приготовления барана или быка.

Большое значение в исламе придаеся этикету приема пищи. После омовения рук старший из сотрапезников произносит про себя молитву. Он поднимает руки перед собой, а затем проводит ладонями по лицу и подбородку, эти движения повторяют за ним все присутствующие. Когда приглашены гости, мужчины и женщины едят отдельно. Еду и напитки берут только правой рукой. Начинают и заканчивать пищу рекомендуется солью; хлеб нельзя резать или откусывать от большого куска.

Из множества исламских праздников достаточно развита пищевая символика Навруз – Новый год, отмечаемый мусульманами Азербайджана, Ирана, Афганистана, Средней Азии в день весеннего равноденствия. В частности, в его преддверии проращивают семь разновидностей злаков – ячмень, рис, чечевицу, бобы, просо, горох, кунжут. Чем лучше они прорастут, тем больше благополучия будет в наступающем году. На столе должно быть семь продуктов, названия которых начинаются по-персидски на букву «син»: мята, яблоки, маслины, черное семя, барбарис, уксус, чеснок. Трапеза включает кислое молоко, сыр, крашенные яйца.

Для мусульман, как и для иудеев и христиан, Бог – податель хлеба насущного, один из 99 эпитетов Аллаха – Абд ар-Раззак, или тот, что дает пищу на всякий день.

Отмеченные некоторые основные аспекты проблемы питания и религии не рассматривают вопрос о медицинском значении пищевых предписаний различных религий. Этот вопрос более глубокий и требует широкого аспекта объективной оценки влияния длительного воздержания от употребления продуктов, которые довольно часто являются источником незаменимых ингредиентов ежедневного питания.

Васюкова А. Т. Кухни народов мира: Учебник. Пищевые коды различных вероисповеданий Ч. 2.

Но в большинстве стран сложилась смешанная система религиозной практики, при которой христиане разделены на католиков, протестантов и православных, мусульмане – на суннитов и шиитов, в буддизме также несколько направлений и т. д. В некоторых странах на равных существуют различные конфессии, влияющие на развитие питания разных народов.

Таким образом, традиционная для отдельных народов пища, ее состав, способы приготовления повседневных праздничных т обрядовых блюд, особенности приема, запреты – все это обусловлено обычаями, традициями, видом хозяйствования, образом жизни и в целом составляет единство материальной и духовной культуры этносов, подверженной постоянным изменениям исторического развития. Обрядовая культура человека позволяет идентифицировать культуру, отличить одну культуру от другой, сохранить национальную идентичность. Знание ее особенностей в разных культурах и у разных народов способствует выстраиванию гармоничных отношений в процессе межкультурного взаимодействия.