Труд пряничников не был художественным творчеством, хотя у каждого пряничника был свой секрет выработки сладкой продукции. Внешний вид и красота пряников, целиком зависели от деревянных пряничных форм или пряничной доски. Более того, определенные пряники имея то или иное изображение, несли в себе определенный смысл и символ.
Пряничная доска – это форма для печатания пряников. У нее была счастливая возможность повторять свое изображение на радость людям. Часто к рисунку добавлялись надписи – дело очень сложное, ведь надписи вырезались в обратном направлении, как отражение в зеркале. Лишь на прянике надпись становилась ясной и понятной.
Художественные приемы резчиков были ограничены. Фактически только двумя основными углублениями они могли оперировать: полуовальным и плоским, а в дальнейшем резчики мелкими разнообразными порезками украшали изображения.
Рисунок на прянике должен был получиться несложным, легко читаемым, не особенно большим по размеру. На них вырезались животные, птицы, рыбы и то новое, что входило в жизнь и могло быть использовано для украшения пряников. Были на пряниках и мифические персонажи. Так, изображение птицы-сирина (полуженщины-полуптицы с короной на голове) было одним из популярных сюжетов в искусстве городецких мастеров. Специалисты объясняют это большой численностью староверов среди населения Городца. Изображение коней, птиц исходило к языческим верованиям. К любимым изображениям на пряничной доске можно отнести гуся, лебедя, петуха.
Как и многие другие птицы, гусь олицетворяет женскую плодовитость, материнство, хозяйственность, стремление «взять под крылышко» и опекать детей и супруга.
Лебедь – символ красоты, невинности, женственности, верности. В русском фольклоре Царевна-Лебедь – мудрое и чистое создание. Среди староверов с Севера бытовало мнение, что лебедь птица, летая над полями битв, собирала души умерших, которые, как считалось, умели оборачивать лебедями.
Резчики досок украшали тела домашних птиц порезками, имитирующими перья, изображая по-разному. Форма тела лебедя по сравнению с гусем упрощена, но шея плавно изгибается.
Петуха мастера изображали в момент его ночного крика, от которого разбегается вся нечисть. Сильно увеличенный гребень и клюв говорят о многом. По поверью, если петух вступит в битву, то выйдет либо победителем, либо смертельно раненным.
Петух, как символ воинственности, должен был вселить мужество в сердца будущих воинов. Охотно покупали мужчины на ярмарках своим сыновьям пряник в форме петуха. Съест его сын и храбрым станет.
Использовали резчики и водную тематику. Поскольку стихия воды для человека всегда составляла опасность, она была недоступна. Плодовитость же рыбы вызывала восхищение у многих людей.
Поэтому рыбу прочно связывали со способностью производить потомство, с беременностью. Волгари считали рыбу символом плодородия, богатства, изобилия и счастья. Две рыбы – это счастливые любящие супруги. Стерлядь – с безграничной свободой, которая предпочитала стремнину реки.
Были и композиции древнеславянского языческого искусства. Она идет от первой легенды о сотворении мира. Бескрайние водные просторы, и стоит дерево. От двух птиц, свивших на нем гнездо, началась жизнь на земле. Дерево стало символом всего живого на земле, и охраняющие его две птицы – символ добра и семейного счастья.
По народному поверью считалось, что пряники обладают целебными свойствами и помогают в лечении тяжелых болезней. Не только рецептура пряника, но и его внешний вид, рисунок имели большое значение, поэтому резчики украшали его с особым старанием и вырезали буквы, соответственно начальным буквам имен архангелов.